Главная » Статьи » Мои статьи |
ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы МКОУ «НОШ №13» п. Бобровский)
Распад существующей долгие годы пионерской организации,
способствовавшей формированию социального опыта подростков, повлек за собой
лишение возможности создавать новые детские организации из-за отсутствия и
материальных условий, и методического и педагогического обеспечения.
Нарастающий в обществе прагматизм, ослабление влияния социума как одного из
факторов формирования норм гуманных отношений в детской среде привели к утрате
понимания таких общественных ценностей, как интерес к знаниям, к культуре, к
труду. В детской среде растут агрессивность, раздражение, неуверенность в
завтрашнем дне. В современных условиях все больше требуются активные волевые личности,
умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и
самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость
акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка. За последние
годы именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые
коснулись целей, задач, содержания и педагогически технологий. Педагогические коллективы школ ищут различные
пути реализации своих функций, которые представляют собой поиск и открытие
новых способов педагогических решений. В начальной общеобразовательной школе п. Бобровский также идёт инновационный процесс, который
включает в себя формирование и развитие нового явления в школе: детской
общественной организации «Солнечная страна». Детская общественная организация (ДОО) - самодеятельное,
самоуправляемое на основе устава равноправное объединение детей и взрослых,
созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов
объединившихся. Детские общественные организации - единственный социальный
институт общества, объединившись в который, дети обретают статус субъектности и
возможность действовать от своего имени и в своих интересах. Мы понимаем социализацию ребенка в детской общественной организации как
диалектический процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых
социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания
путем узнавания, усвоения, присвоения, обогащения и передачи ребенком опыта
социального взаимодействия детей и взрослых. Социализация ребенка в детской организации предполагает его развитие во
взаимодействии с окружающим миром. История детских организаций в стране и в
мире показывает, что их деятельность была созидательной лишь тогда, когда
обеспечивалось включение ребенка в реальные социальные личностно-значимые
отношения с окружающим миром. В процессе этих отношений и происходит познание
ребенком самого себя, самореализация и саморазвитие. Активное участие детей в поиске путей реализации социальных ролей в
процессе самореализации обусловлено их возможностью проявить и осознать себя в
ситуации социальных проб. Самостоятельно овладевая социальными ролями, проходя
путь "проб и ошибок”, ребенок научается приобретать знания, умения, опыт,
навыки в избранной сфере деятельности, самостоятельно оценивать ситуацию, изменять
ее в соответствии с приобретенным опытом. Любое изменение, происходящее в
ребенке, есть результат его участия в процессе социализации. Детские общественные организации жизнеспособны, если они рождаются
естественным образом, то есть на основе стремления детей удовлетворить свои
потребности и интересы: познавательные, трудовые, экологические и т.д. Различные
инновации внедрены в практику социальной работы
в детской общественной организации «Солнечная страна». Например, в
рамках организации общешкольной инновационной деятельности по гражданско-патриотическому
воспитанию член ДОО включён в
реальные социальные личностно-значимые отношения с окружающим миром. Младшие школьники участвуют в организации и проведении избирательной
кампании «Нам жизнь дана на добрые дела», в познавательных играх в клубе «Эрудит»,
во встречах с интересными людьми в Творческой Гостиной и экспедиции на Остров Детства. Социально-значимые
акции никого не оставляют равнодушными: «Земляки на службе» - переписка с
солдатами-земляками, «Доброе сердце растопит снег» - концерты в больнице,
«Обелиск у дороги» - уход за памятниками в посёлке, «Монета жизни» - сбор
средств в Фонд «Дети Земли», «Коробка храбрости» - сбор игрушек для детей в
Бобровскую больницу, флэш-моб «Смайлик». Наш опыт работы позволил выявить ведущие условия, которые обеспечивают
выбор детьми вариантов деятельности в детской общественной организации: разнообразие
и интенсивность деятельности; широкий набор социальных ролей при организации
совместной деятельности детей; расширение зоны общения и взаимодействия ребенка
в детской общественной организации путем создания клубов по интересам, творческих
групп. В результате вся работа по социализации в ДОО «Солнечная страна»
помогает ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах,
существующих в обществе, научиться чувствовать и понимать других людей, приобщиться
к общественным ценностям. | |
Просмотров: 965 | |
Всего комментариев: 0 | |