Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(из опыта работы МКОУ «НОШ №13» п. Бобровский)

 

 

Распад существующей долгие годы пионерской организации, способствовавшей формированию социального опыта подростков, повлек за собой лишение возможности создавать новые детские организации из-за отсутствия и материальных условий, и методического и педагогического обеспечения. Нарастающий в обществе прагматизм, ослабление влияния социума как одного из факторов формирования норм гуманных отношений в детской среде привели к утрате понимания таких общественных ценностей, как интерес к знаниям, к культуре, к труду. В детской среде растут агрессивность, раздражение, неуверенность в завтрашнем дне.

В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка. За последние годы именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогически технологий.  Педагогические коллективы школ ищут различные пути реализации своих функций, которые представляют собой поиск и открытие новых способов педагогических решений.

В начальной общеобразовательной школе п. Бобровский  также идёт инновационный процесс, который включает в себя формирование и развитие нового явления в школе: детской общественной организации «Солнечная страна».

Детская общественная организация (ДОО) - самодеятельное, самоуправляемое на основе устава равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся. Детские общественные организации - единственный социальный институт общества, объединившись в который, дети обретают статус субъектности и возможность действовать от своего имени и в своих интересах.

Мы понимаем социализацию ребенка в детской общественной организации как диалектический процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания, усвоения, присвоения, обогащения и передачи ребенком опыта социального взаимодействия детей и взрослых.

Социализация ребенка в детской организации предполагает его развитие во взаимодействии с окружающим миром. История детских организаций в стране и в мире показывает, что их деятельность была созидательной лишь тогда, когда обеспечивалось включение ребенка в реальные социальные личностно-значимые отношения с окружающим миром. В процессе этих отношений и происходит познание ребенком самого себя, самореализация и саморазвитие.

Активное участие детей в поиске путей реализации социальных ролей в процессе самореализации обусловлено их возможностью проявить и осознать себя в ситуации социальных проб. Самостоятельно овладевая социальными ролями, проходя путь "проб и ошибок”, ребенок научается приобретать знания, умения, опыт, навыки в избранной сфере деятельности, самостоятельно оценивать ситуацию, изменять ее в соответствии с приобретенным опытом. Любое изменение, происходящее в ребенке, есть результат его участия в процессе социализации.

Детские общественные организации жизнеспособны, если они рождаются естественным образом, то есть на основе стремления детей удовлетворить свои потребности и интересы: познавательные, трудовые, экологические и т.д. Различные инновации внедрены в практику социальной работы  в детской общественной организации «Солнечная страна». Например, в рамках организации общешкольной инновационной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию член ДОО включён в реальные социальные личностно-значимые отношения с окружающим миром.

Младшие школьники участвуют в организации и проведении избирательной кампании «Нам жизнь дана на добрые дела», в познавательных играх в клубе «Эрудит», во встречах с интересными людьми в Творческой Гостиной и  экспедиции на Остров Детства. Социально-значимые акции никого не оставляют равнодушными: «Земляки на службе» - переписка с солдатами-земляками, «Доброе сердце растопит снег» - концерты в больнице, «Обелиск у дороги» - уход за памятниками в посёлке, «Монета жизни» - сбор средств в Фонд «Дети Земли», «Коробка храбрости» - сбор игрушек для детей в Бобровскую больницу, флэш-моб «Смайлик».

Наш опыт работы позволил выявить ведущие условия, которые обеспечивают выбор детьми вариантов деятельности в детской общественной организации: разнообразие и интенсивность деятельности; широкий набор социальных ролей при организации совместной деятельности детей; расширение зоны общения и взаимодействия ребенка в детской общественной организации путем создания клубов по интересам, творческих групп.

В результате вся работа по социализации в ДОО «Солнечная страна» помогает ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе, научиться чувствовать и понимать других людей, приобщиться к общественным ценностям.

Категория: Мои статьи | Добавил: Арамат (09.03.2014)
Просмотров: 965 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: